Онлайн-марафон "Аутизм в квадрате"

Проект направлен на поддержку родителей детей с аутизмом

Софья Омелечко

Батайск, Россия
поведенческий аналитик,
коррекционный педагог,
куратор АВА программ,
мама мальчика с аутизмом,
куратор направления ""Образование" в РО ВОРДИ Ростовской области

Профиль в Facebook

Приёмы и методы поведенческой подхода во взаимодействии с ребенком

1. Коммуникация – это поведение, значит она подчиняется поведенческим законам, и значит коммуникации можно и нужно учить.
2. Для коммуникации нужны говорящий и слушатель.
• Слушатель становится тем сигналом, который при наличии мотивационных условий вызывает у говорящего поведение говорить, и он же предоставляет говорящему последствия – подкрепляет его поведение, и разговор продолжается.
• В процессе разговора говорящий и слушатель все время меняются ролями.
• Очень часто мы видим, как родитель особого ребенка начинает с ним меньше общаться, и это закономерный процесс – ребенок с нарушением или отсутствием речи не поддерживает, не подкрепляет поведение взрослого говорить.
3. В поведенческом подходе виды вербального поведения – это не способы, которыми мы общаемся (речь, жесты, изображения). Виды вербального поведения выделяются в соответствии с целью высказывания: мы что-то просим, комментируем то, с чем проконтактировали, отвечаем на вопросы и реплики, вторим эхом своему собеседнику. И обучая ребенка речи нам нужно четко знать, какому речевому навыку мы его учим.
4. Как правило приоритетной целью в формировании речевых навыков становится обучение навыку просьбы. И здесь важно воссоздавать правильную последовательность:
А - ребенок действительно хочет это;
В - ребенок просит это в доступной ему форме (слово, жест, карточка), получая, если необходимо, подсказки подходящего уровня;
С - ребенок получает именно то, что хотел, что просил – незамедлительно, обусловлено, подкрепление дифференцировано (чем лучше получилась просьба, тем больше, дольше, веселее ее выполнение).
5. Самые лучшие цели для обучения – это те навыки, те предметы и действия, которые окружают ребенка в его повседневной жизни. Не стоит тратить время занятий на изучение того, что не пригодится ребенку за пределами стола или кабинета для занятий.
6. Социализация ребенка начинается в семье. Именно здесь он приобретает первый социальный опыт. Найдите применение на благо семьи умениям, которым вы учите ребенка, сделайте его важным членом вашей семьи, а не просто объектом ухода и присмотра. Общайтесь с ним на доступном ему уровню при каждом удобном случае – во время режимных моментов, во время игры.
7. Стремление научить ребенка всему, что кажется таким важным, отнимает много сил. Иногда можно взять паузу и отдохнуть от интенсивных тренировок. Берегите себя!

СПРАВИМСЯ ВМЕСТЕ!

назад в архив эфиров